«С Н А Ч А Л А Л Ю Б Л Ю, П О Т О М У Ч У…»
Сколько живу на этой земле, всё чаще задумываюсь: как много талантливых людей вокруг. Всякий раз, прикасаясь к их творчеству, питаю душу красотой и особой энергией добра, которая возвышает над суетой. В который раз, устав от серости будней и истосковавшись по летнему разноцветью, отправилась в Центр детского творчества. Зашла, и сердце радостно затрепетало от удивления. Со стен длинного коридора смотрели на меня глаза птиц, что обитают у нас в Приморье. Казалось, ещё мгновение, они вспорхнут и стайкой помчатся в заоблачные дали.
Выставка рисунков детей поражала знанием зоологии, точно подмеченными художественными деталями и мастерством. В каждой работе была видна уверенная рука маленького художника и направляющий взгляд умного педагога. Узнала: это учащиеся кружка изобразительного искусства под руководством Ирины Альбертовны Привалихиной сотворили чудо – ранний прилёт птиц, что на крыльях весну принесли.
С чувством первооткрывателя направилась в другие студии и кружки. Но прежде решила узнать, как живёт Центр детского творчества, по каким законам развивается. И отправилась я «тропою птиц» в кабинет директора – Ирины Альбертовны Привалихиной. От неё с удивлением узнала, что этот год знаменателен для Центра, не за горами юбилей. Это учреждение появилось в нашем посёлке 60 лет назад, в далёком 1956 году прошлого века. Все годы педагоги Центра детского творчества исповедовали главный общечеловеческий принцип: «Сначала люблю, потом учу», - заповедь великого педагога Симона Соловейчика. Каждое поколение творческих работников привносило свои методики, идеи, практические навыки и эстетические принципы, но в основе всего лежал, как фундамент, нравственный принцип добра. Слушая рассказ Ирины Альбертовны, я поняла важную мысль: равнодушных и бесталанных в этом коллективе нет. И тогда решила познакомиться с каждым педагогом и с его творчеством.
Привалихина возглавляет этот вдохновенный коллектив с 2006 года. Их сотворчество и содружество рождается в процессе работы. Педагоги обмениваются идеями, готовят совместные праздники, на совещаниях решают, как улучшить работу с детьми, сделать её более эффективной и интересной. И это им удаётся. Ирина Альбертовна занимается и с детьми: учит их не только основам изобразительного искусства. Они постигают декоративно-прикладное творчество, роспись по ткани, по дереву и по стеклу. Прежде чем приступить к выполнению задания, тщательно изучают его всесторонне, проникаются энергетикой темы. Разные техники подвластны умным рукам и увлечённым душам: педагога и ребёнка. И тогда, в сотворчестве, рождается Красота. Центр - школа радости, в которой – 62 группы, где под руководством талантливых педагогов занимаются 1136 учащихся от 6 до 18 лет. В прошлом, 2015 году Центр детского творчества п. Кавалерово получил лицензию Департамента образования и науки Приморского края, обретя новый статус Муниципального учреждения дополнительного образования.
Испытывая гордость и душевную сопричастность, открывала для себя новые грани деятельности этого коллектива. Прежде я полагала, что в Центре занимаются только прикладным творчеством. Стереотип разрушила Татьяна Владимировна Веретенникова – заместитель директора по учебной и воспитательной работе. Она, педагог-организатор, создала и курирует работу детской общественной организации ДеКСИ (Детская Кавалеровская Социальная Инициатива). Как много полезных, значимых мероприятий, в том числе патриотического характера, организованы ДеКСИ совместно со школами района. Для таких ребят, как они, история России, подвиг земляков, патриотизм - не пустой звук. Работа педагога Веретенниковой направлена на воспитание патриотических чувств в детях. Большое, важное дело, в котором должны участвовать взрослые совместно с детьми, прежде всего - родители. Татьяна Владимировна сотрудничает с общественными организациями района. Вот так, под руководством взрослых, дети учатся жить в социуме, сделав правильный выбор.
Размышляя, отправляюсь к педагогу Елене Борисовне Жариной в творческое объединение «Декор плюс». А здесь - великолепие! Куклы в роскошных нарядах, да таких, что им позавидует любая модница. Всё радует взор: вышивка и роспись по ткани, бижутерия ручной работы и батик. Полезные мелочи для дома украшены изысканным декором. Эти творения созданы педагогом Жариной совместно с детьми. В каждой строчке костюма – старание, терпение, стремление к совершенству. Думаю, эти уроки красоты Елены Жариной дети запомнят на всю жизнь, как и изготовление сувениров и лоскутную технику Юлии Олеговны Савчук, руководителя объединения «Сувенир». Глядя на её творения, думаю: нет предела совершенству. Из самых простых, а порой и старых лоскутков рождаются такие панно! Удивительные работы в японской технике «кинусайга» изготовлены в её кружке. Сложный процесс. Но картины – глаз не отвести! Дети увлечённо шьют игрушки, соревнуясь, кто лучше. А затем играют ими. Куда ни глянь, везде - тихая домашняя прелесть, от которой детские души становятся тоньше и нежнее. А вместе с ними и нам тепло.
С солнечным настроением перехожу в другую комнату, где на стенах и на полках расположились удивительные тканевые куклы и чердачные игрушки с ароматом трав, кофе, ванилина, чая. Вот чудеса, куклы для игры и для ароматерапии. Это объединение «Мир игрушек» уже 10 лет возглавляет Наталья Ильинична Беликова. Педагог, который постоянно учится, осваивая новые приёмы, воплощая креативные идеи. Русский стиль в её творениях занимает особое место, радует и волнует. Аромат старины… Трудно определить, где игра, а где искусство, всё взаимосвязано. Кукла, как предмет искусства, и для созерцания и для игры. Так, с помощью игрушек, дети познают мир людей и их рукотворную красоту.
С удивлением открываю для себя творческое объединение «Азы керамического искусства» руководителя Елены Валентиновны Соломатиной. Её глиняные творения на основе Дымковской игрушки просто чудо! Смотрела выставку работ её воспитанников и глазам не верила. Такое впечатление, что они из разных стран и континентов прибыли. Африканская маска - рядом с изысками Венецианского карнавала, глиняное лицо индейца совсем неподалёку, а рядышком русские матрёшки улыбаются. Трудно представить весь процесс получения сувенира из гипсовой формы. А Соломатиной и её ученикам все приёмы знакомы. Дело мастера боится. Этот афоризм с полным правом относится и к педагогу Елене Фёдоровне Кравцовой. Рядом – Царство флоры. Её творческое объединение «Экодизайн» знакомит детей с азами экологии. Познание растительного мира через творение красоты, именуемое флористикой. Я рассматривала причудливые панно, где обычный мох образовывал ажурные переплетения. Обычные засушенные цветы на картинах оживали, превращаясь в таинство. Они были иными, из мира фантазий. Но сколько очарования в картине, в которой всего лишь два ржаных колоска, а светит Русь. Педагог Елена Кравцова учит детей видеть не только само растение, но и то, как оно раскрывается в своём новом воплощении, в цветочной композиции
Убеждаюсь в этом ещё раз, знакомясь с творческим объединением «Декоративные цветы» руководителя Нины Андреевны Ошлаковой. Какое великолепие её цветочных композиций видели кавалеровцы на многих выставках. Эти творения всегда отличала изысканность, гармоничное сочетание цвета и формы. И вдруг открываю для себя заново творчество Нины Ошлаковой. Квиллинг - новый вид творчества. Взору предстали барыни в роскошных нарядах, с басками, воланами и кружевами. Трудно поверить, что эти объёмные чудо - костюмы сотворили детские руки совместно со взрослыми, из узких разноцветных полосок, склеенных между собой. А жар – птица, а петух… Всё поражало воображение. Нина Андреевна с такой теплотой рассказывала о своих воспитанниках! Её глаза лучились радостью. И я поняла, здесь в её студии, как и в других, дети учатся постигать красоту без принуждения и назидания. Истинная свобода творчества. Душа творит, когда парит…
Помогает раскрыться юным талантам и педагог Елена Владимировна Кузнецова. Её задача очень деликатна, ведь работа с детьми с ограниченными возможностями требует максимум милосердия и такта. Клуб «Доброе сердце» и Общество инвалидов совместно проводят праздники и представления, где дети - и зрители и участники. Здесь не требуют от детей филигранно исполненной работы, но «ставят душу». Многие встречи венчают Акции доброты, в которых участвуют дети всего Центра творчества юных, они дарят подарки, творения своих рук.
И ещё одно направление в работе Центра - эколого-краеведческое. Руководитель Светлана Сергеевна Иванова вместе с детьми изучает наш край и Дальний Восток не только с помощью книг, но и путешествий, Они исследовали Кавалеровский и Тернейский районы, побывали в Хабаровском крае и Санкт–Петербурге. А педагог–организатор Марина Геннадьевна Титова занимается духовно–нравственным просвещением школьников, работая в сотрудничестве с Арсеньевской Епархией.
Каждый педагог Центра творчества отдаёт свои знания и душу любимому делу. Наталья Петровна Лыбанева работает с детьми 36 лет. Она занимается с ними различными видами творчества, используя игровую методику. Её кружок «Творческое моделирование» в Доме культуры «Союз» признан и детьми и взрослыми. Люди идут к тем, с кем им тепло и радостно, а дети особенно чувствуют искренность и доброту. Поэтому Центр детского творчества п. Кавалерово в полной мере оправдывает своё название.
Если бы мне предстояло нарисовать герб этого учреждения, изобразила бы большое сердце. Здесь энергия любви и красоты обнимает каждого ребёнка.
Татьяна Клочкова,
Общество дружбы с Японией «Сакура».
|